Ю Ж Н А Я   О С Е Т И Я:
Вчера, сегодня, завтра

Аппарат министра по особым поручениям РЮО

Новости
О нас
Форум
Избранные
Гостевая
Архив




яндекс.ћетрика

ГРУЗИНСКАЯ НАЦИЯ БОЛЬШЕ НЕ РАЗМНОЖАЕТСЯ
В Грузии на каждого новорожденного грузина приходится 4 азербайджанца и 2,5 армянина.

Натия Каландадзе

        Вчера несколько неправительственных организаций распространили информацию, вызвавшую тревогу в день матери: «Демографическая ситуация в Грузии катастрофическая», «Грузинской нации ожидается перерождение», - такие тревожные заявления делались на собрании.
        Демографическая ситуация должна быть первейшей проблемой государства. Сегодня в Грузии размножение нации вообще уже не считается актуальным вопросом. Все считают, что главнейшими являются экономические проблемы, в случае урегулирования которых мы получим страну, которая будет развитой, но будет Грузия без грузин.
        Сегодня в Грузии на 8 родившихся азербайджанцев приходится 2 грузина и на 5 родившихся армян тоже 2 грузина, что говорит о том, что в Грузии происходит демографическая катастрофа. В Грузии нация уже не размножается. Даже в том случае, если каждая семья родит по три ребенка, то все равно получается только сохранение существования нации, но не получится численное прибавление, - заявила руководитель Гуманитарного фонда «Шитопобедитель» Эльза Данелия.
        Представители объединенных в коалиции неправительственных организаций объявляют недоверие демографической службе страны и, с целью исправления демографического положения, в первую очередь требуют формирование законодательства и запрещение абортов.
        «Общество должно осознать, что аборт убиение человека. Следует сказать, что в Грузии смертная казнь не отменена. С первых дней оплодотворения плод - живое существо. Ставим вопрос, что необходимо защитить ребенка, и что главное обеспечить правовую защиту до его рождения», - заявила Эльза Данелия.
        Вместе с защитой плода члены коалиции постараются урегулировать и проблемы многодетных матерей.
        «Должны разработать меморандум, где будет отражено, что намерены сделать для того, чтобы разработать закон, который защитит ребенка с момента оплодотворения. Следует зафиксировать все факты отказа Правительства в помощи многодетным матерям. Государство не имеет морального права призвать в армию сына из многодетной семьи, раз никакой помощи не оказывает ему», - заявил руководитель ассоциации «взаимоотношений» Леван Лордкипанидзе.
        Члены коалиции считают, что предварительным условием спасения нации является урегулирование демографических проблем и для этого государство должно поощрять многодетных матерей и семьи.
        «Тбилиси - единственный город на постсоветском пространстве где жилой фонд не сохранен. В Москве и сегодня получают квартиры по очередности. Государство должно восстановить жилой фонд.
        Сегодня в Грузии многодетные матери угнетены, тогда как только они могут взять на себя обязанность спасти нацию. О какой государственной политике может идти речь, когда в течение трех лет в одном из институтов матерям и отцам делают стерилизацию», - отметила Эльза Данелия.
        По заявлению руководителя фонда «Шитопобедитель» запланировано провести акцию против абортов с красными перчатками. В акации примут участие те матери, которые сделали хоть один аборт.
        «В Америке тем матерям, которые решили сделать аборт, обязательно показывают кадры, где зафиксировано, что случается с плодом во время аборта. С ней беседует священник или представитель той религии, которой она следует. Она получает консультацию психолога и врача. Все делается для того, чтобы женщина передумала делать аборт. В Грузии сегодня самая дешевая операция — аборт. Эту операцию делают до 26 недель беременности. Это означает, что фактически убивают 5-ти месячный плод», - отметила Нато Асатиани.
        В Грузии катастрофической демографической ситуации способствуют много факторов. Трудно сказать, насколько достигнут поставленной цели члены коалиции. Частные лица и неправительственные организации могут принять участие в дискуссии и объединятся с коалицией до апреля месяца.
         (газета «Резонанс» от 1 марта 2003 г.)


АКТИВИЗИРОВАТЬ
деятельность СКК

      
      21 марта сего года по требованию Юго-Осетинской части СКК состоялась встреча сопредседателей СКК по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Встреча проходила в г. Тбилиси в посольстве Российской Федерации в Грузии с участием сторон — участниц переговорного процесса. ( Российская сторона — М. Майоров, Юго-Осетинская — Б. Чочиев, Грузинская — И. Мачавариани, Северо-Осетинская — Т. Кусов).
      На встрече также присутствовали Глава Миссии ОБСЕ в Грузии Ж.-М. Лакомб, заместитель руководителя Делегации Европейской комиссии Жак Вантом.
      Руководитель Юго-Осетинской части СКК Б. Чочиев в своем выступлении сделал акцент на основные вопросы, которые по разным причинам не выполнены и от реализации которых во многом зависит дальнейшее развитие процесса мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта.
      В частности, он заявил, что Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии «О взаимодействии в восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта и в возвращении беженцев», подписанное 23 декабря 2000 года, не реализуется, несмотря на работу, проведенную на предыдущих заседаниях СКК. Предусмотренные Соглашением Межгосударственные российско-грузинские Программы восстановления экономики и возвращения беженцев в места их прежнего проживания не разработаны и не утверждены. Это в то время, когда Юго-Осетинская сторона ранее подготовила и представила Российской и Грузинской сторонам более 70 бизнес-планов по экономическим вопросам, а также проект программы возвращения беженцев. Кроме того, на российско-грузинских переговорах от 1 августа 2001 года с участием Юго-Осетинской и Северо-Осетинской сторон были выработаны основные приоритетные направления восстановления экономики в зоне конфликта. Однако по ним сторонами, подписавшими указанное Соглашение, не проводится соответствующая работа.
      Кроме того, к большому сожалению, было отмечено, что по сегодняшний день не создана российско-грузинский Межгосударственный орган по реализации указанного Соглашения.
      Также было отмечено, что вопросы реализации Соглашения не становятся предметом обсуждения российско-грузинской Межправительственной Комиссии по экономическим вопросам.
      Таким образом, по мнению Юго-Осетинской стороны, наблюдается инертность в поведении сторон СКК. Другого объяснения у Юго-Осетинской стороны нет. Была также выражена озабоченность, что в целом решения СКК слабо реализуются, отсутствует механизм контроля над выполнением принятых решений. Юго-Осетинской стороной был предложен конкретный механизм, который был поддержан сторонами СКК. На сегодняшний день все зависит от личной ответственности каждого из сопредседателей. Есть срочная необходимость в активизации деятельности СКК, иначе есть опасения, что, являясь единственным механизмом в решении сложных вопросов во взаимоотношениях сторон в конфликте, она может быть обречена.
      Обращаясь к представителям Еврокомиссии и ОБСЕ, участвующим в реализации проектов по реабилитации экономики зоны конфликта, Б. Чочиев обратил внимание присутствующих на их плодотворную роль в реализации ими ранее в зоне конфликта двух проектов на общую сумму 5 млн. евро. Вместе с тем, пришлось выразить неудовлетворенность неконструктивной позицией делегации Еврокомиссии, которая всячески оттягивает реализацию проекта Еврокомиссии из бюджета 1999 года на сумму 2,5 млн. евро. По мнению Сопредседателя Юго-Осетинской части СКК, причиной такого неудовлетворительного положения дел по реализации проекта в сумме 2,5 млн. евро является то, что делегация Еврокомиссии в Грузии при решении экономических вопросов выдвигает неприемлемые для Южной Осетии политические условия. Было заявлено и о том, что такой подход Еврокомиссии наносит вред делу экономического восстановления зоны грузино-осетинского конфликта. Ряд международных организаций покинули территорию РЮО, другие же воздерживаются от приезда к нам, считая, что деятельность Еврокомиссии достаточна для решения имеющихся проблем. Ситуация парадоксальная — пассивность присутствия Еврокомиссии фактически парализует деятельность других международных организаций в Южной Осетии.
      Было сделано принципиальное заявление о том, что если в ближайшее время Еврокомиссией не будет принято конкретных решений по реализации проекта в сумме 2,5 млн. евро, то Юго-Осетинская сторона вынуждена будет пересматривать свое участие в нем.
      Выполнение решений по экономическим вопросам было бы серьезным шагом в повышении мер доверия между сторонами, также этот год по инициативе Президента РЮО Э. Дж. Кокойты обозначен как «Год восстановления доверия между сторонами».
      Далее внимание присутствующих было обращено на ряд других, ранее принятых решений СКК, которые так же не реализованы.
      За последнее время публикации в средствах массовой информации Грузии касательно югоосетинской тематики отрицательно отразились на взаимоотношениях сторон в конфликте, и в этой связи было предложено ускорить выпуск бюллетеня СКК.
      Грузинской стороне было указано, что разные блок-посты, которые ими были выставлены в зоне ответственности миротворческих сил без согласования с СКК, должны быть сняты.
      Взаимодействие правоохранительных органов сторон и ССПМ нуждается в систематизации, а поэтому необходимо приступить к выполнению решений последних заседаний СКК касательно взаимодействия правоохранительных органов и систематизации деятельности миротворческих сил.
      Участники встречи согласились с мнением Юго-Осетинской стороны об активизации деятельности СКК.
      В ходе встречи руководители частей СКК (М. Майоров, И. Мачавариани, Т. Кусов), а также глава миссии ОБСЕ в Грузии Ж.-М. Лакомб и заместитель руководителя делегации Еврокомиссии в Грузии Ж. Вантом поддержали озабоченность Юго-Осетинской стороны и высказали ряд конкретных предложений по активизации деятельности СКК. Было отмечено, что данная встреча была необходима и полезна.
      
      Были достигнуты следующие договоренности:
      
      I. До 15 апреля с. г. между сторонами в конфликте провести консультации по Программам проекта Еврокомиссии (2,5 евро). Для этого грузинская сторона заблаговременно представляет Юго-Осетинской стороне предложения с учетом заключений соответствующих ведомств Грузии.
      II. До 10 апреля текущего года в г. Цхинвал провести заседание рабочей группы правоохранительных органов и миротворческих сил по следующим вопросам:
      
      1) О предложениях по совершенствованию деятельности СКЦ.
      2) О снятии совместного поста ГАИ в с. Кехви и перенос поста военных наблюдателей из с. Кехви в с. Итрапис.
      3) О блок-постах в с. Тквиави и с. Арцев, и о выставленном грузинской стороной поста силами «Особого легиона» в с. Каралети.
      4) Выработка проекта протокола министров внутренних дел Южной Осетии и Грузии.
      5) О предложениях и. о. командующего ССПМ в отношении порядка ношения автоматического оружия личным составом правоохранительных органов сторон.
      6) О системе еженедельных «четверговских» встреч в рамках СКК.
      7) О внесении изменений в Положение об основных принципах деятельности воинских контингентов ССПМ.
      
      III. 23-25 апреля в г. Гори провести очередное заседание СКК с повесткой дня:
      
      Утверждение Программ по реализации проекта Еврокомиссии на сумму 2,5 млн. евро.
      Вопросы дальнейшего взаимодействия правоохранительных органов и миротворческих сил (по итогам обсуждения вопросов на заседании рабочей группы).
      Информация российской и грузинской сторон о составе Межправительственного органа в рамках реализации Межгосударственного Соглашения от 23 декабря 2000 г.
      О механизме контроля над реализацией принятых решений.
      О выпуске бюллетеня СКК.
      
      
    
     Инал Плиев.
    
    


РЕШАТЬ ГУМАНИТАРНЫЕ ВОПРОСЫ БЕЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

        18 марта Министр по особым поручениям РЮО, Руководитель Юго-Осетинской части СКК Борис Чочиев принял независимого эксперта Евросоюза Эмери Брюсета, направленного руководством Еврокомиссии для проведения независимой экспертной инспекции деятельности Делегации Еврокомиссии в странах, где осуществляются проекты Еврокомиссии, по его просьбе.
        На встрече присутствовали заместитель Председателя Правительства РЮО Атарбек Тедеев, Министр экономики РЮО Геннадий Кокоев, руководитель аппарата Министра по особым поручениям РЮО Леонид Тибилов.
        В ходе состоявшейся беседы рассматривались проекты, реализованные в ходе общего процесса экономического восстановления Южной Осетии при участии Еврокомиссии. С удовлетворением отметив позитивную роль Еврокомиссии и выразив благодарность за реализацию двух масштабных проектов в сумме 3,5 и 1,5 миллиона евро (реконструкция ирригационной плотины Зонкарского водохранилища, строительство Джавской и Тамарашенской средних школ, ремонт Джавской школы-интерната, восстановление газоснабжения и реконструкцию электроэнергетической системы Южной Осетии), Б. Чочиев и другие участники встречи с югоосетинской стороны выразили крайнее возмущение неконструктивной позицией делегации Еврокомиссии, которая всячески оттягивает реализацию проекта на 2,5 миллионов евро, предусмотренных бюджетом Еврокомиссии на 1999 года, договоренность по которым достигнута между югоосетинской и грузинской сторонами.
        Э. Брюсету было разъяснено, что причиной такого неудовлетворительного положения дел по реализации проекта в сумме 2,5 миллионов евро является то, что, что делегация Еврокомиссии в Грузии при решении гуманитарных вопросов выдвигает неприемлемые для южной Осетии, невыполнимые политические условия. Нередко осетинская и грузинская стороны достигают конкретных соглашений по проектам, а делегация Еврокомиссии все равно отказывается от их реализации. Доходит до абсурда: уже и грузинская сторона соглашается с осетинской стороной в необходимости решать экономические вопросы без увязки с политикой, исходя из интересов рядовых граждан, а Еврокомиссия продолжает выдвигать политические условия, создавать препятствия и проволочки, проявляет инертность и неоперативность в ущерб реальных интересам как осетинского, так и грузинского населения. На одной из встреч министра по особым поручениям, сопредседателям юго-Осетинской части СКК Б. Е. Чочиева и личного представителя Президента Грузии И. Г. Мачавариани с членами делегации Еврокомиссии в Грузии И. Мачавариани также сделал замечание, суть которого сводится к следующему: «Неужели работники Еврокомиссии являются большими патриотами Грузии, чем сами грузины?!»
        Б. Чочиев заявил в ходе беседы с Э. Брюсетом, что такое бездействие делегации еврокомиссии наносит немалый вред делу экономического восстановления зоны грузино-осетинского конфликта. Дело в том, что ряд международных гуманитарных организаций покинули территорию Республики южная Осетия, а другие воздерживаются от приезда сюда, считая, что деятельности Еврокомиссии вполне достаточно для решения имеющихся экономических проблем. В связи с этим возникает парадоксальная ситуация: бездеятельное присутствие еврокомиссии фактически парализует деятельность других международных организаций в южной Осетии. В связи с этим Юго-Осетинская сторона указала, что в случае продолжения такого положения дел, южная Осетия будет вынуждена пересмотреть формат СКК.
        


ВЫДУМКИ ГРУЗИНСКИХ СМИ
УЖЕ ВЫЗЫВАЮТ ОБЕСПОКОЕННОСТЬ И В ОБСЕ


       Министр по особым поручениям РЮО Б. Е. Чочиев принял руководителя Цхинвальского офиса ОБСЕ Г. Ганчева и пресс-секретаря Миссии ОБСЕ в Грузии В. Карпа. В состоявшейся беседе принял участие руководитель Аппарата Министерства по особым поручениям РЮО Л. Тибилов.
       В начале встречи Б. Чочиев дал положительную оценку деятельности ОБСЕ в целом в деле урегулирования грузино-осетинских отношений, отметив вклад этой международной организации в разрешение конфликта.
       В связи с имевшими место в грузинских государственных и независимых средствах массовой информации публикациями, авторы которых, прикрываясь ссылкой на ОБСЕ, МИД и министерство обороны Грузии, распространяют непроверенную информацию о Южной Осетии, в частности, в вопросе «тяжелой военной техники», «неразрешенных вооружений» и т. д. Некоторые авторы утверждают, что на военном складе Осетинского миротворческого батальона ССПМ в Цхинвале, якобы, имеются неразрешенные вооружения, в связи с чем ОБСЕ, якобы выразил обеспокоенность.
       Б. Чочиев поставил перед представителями ОБСЕ вопрос о её отношении к такого рода публикациям, которые вольно или невольно работают на снижение авторитета ОБСЕ в глазах осетинского населения. Г. Ганчев и В. Карп согласились с позицией Б. Чочиева о необходимости всемерного содействия ослаблению напряженности, и выразили мнение, что такие публикации не способствуют решению поставленных задач.
       Со своей стороны, представители ОБСЕ сообщили, что проинформировали своё руководство, в частности, посла ОБСЕ в Грузии Ж.-М. Лакомба о негативной реакции руководства Республики Южная Осетия по поводу последних публикаций в средствах массовой информации Грузии со ссылкой на ОБСЕ. Они отметили, что Ж.-М. Лакомб разделяет озабоченность указанными фактами и заверяет, что проводится работа по опровержению этих публикаций.
       Представители ОБСЕ отметили, что нет возможности реагировать на все непроверенные публикации «желтой прессы», так как в Грузии негосударственные средства массовой информации не контролируются государством. «Иногда мы их игнорируем, но если это будет иметь систематических характер и отрицательно влиять на ход процесса стабилизации, то будем реагировать и жестко подходить к такого рода публикациям. Некорректный подход к таким деликатным вопросам как урегулирование конфликта будет встречать решительный отпор».
       Наряду с этим обсуждался вопрос издания бюллетеня СКК. Б. Чочиев заявил, что Юго-Осетинская сторона уже определила свое видение осуществления этого проекта.
        
        


В ГРУЗИИ ДО СИХ ПОР НЕ ОТМЕНЕНЫ ЗАКОНЫ ВРЕМЕН ГАМСАХУРДИА

       16 марта в интервью юго-осетинскому телевидению личный представитель президента Грузии, сопредседатель Грузинской части СКК И. Мачавариани заявил, что в его политическом лексиконе нет выражения «Южная Осетия», что есть только одна Осетия – Северная, что он не признавал и не признает существования Южной Осетии как политической единицы.
       И. Мачавариани ссылается на то, что принятый грузинским парламентом в 1990 году закон о ликвидации югоосетинской автономии до сих пор остается в силе, что, якобы, не позволяет грузинским политикам употреблять термин «Южная Осетия» на официальном уровне и в политико-правовом аспекте.
       Между тем, в ряде политико-правовых документах, отражающих текущий переговорный процесс, фигурируют такие понятия как «юго-осетинская сторона», «юго-осетинская территория», «Южная Осетия» и так далее. Под многими из этих документов, включающими и широко известный Меморандум о мерах доверия между сторонами от 1996 года, стоят подписи президентов России и Грузии Б. Ельцина и Э. Шеварднадзе, самого И. Мачавариани, других российских и грузинских политиков. Если И. Мачавариани и другие грузинские политики не признают за термином «Южная Осетия» политического значения, то почему они ставили свои подписи под документами, в которых он содержится?
       Если нет Южной Осетии, то с кем Грузия ведет переговоры уже несколько лет? Или раньше И. Мачавариани признавал Южную Осетию и подписывал документы, в которых есть термин «Южная Осетия», а теперь не признает? Тогда можем ли мы быть уверены, что завтра грузинская сторона откажется признавать и другие договоренности, под которыми стоят подписи представителей грузинской стороны? Такие слова, звучащие из уст одного из участников мирного урегулирования, отбрасывают переговорный процесс более чем на десять лет назад, ко временам Гамсахурдиа, когда борьба против термина «Южная Осетия» переросла в борьбу с самой Южной Осетией и переросло в грузино-осетинскую войну, сопровождавшуюся геноцидом осетинского народа.
       
       
       



ОПЛОШАЛИ…

        
        14 марта в с. Тамарашени состоялась встреча представителей тбилисских студенческих союзов с местной молодежью. В соответствии со сложившейся практикой, до начала встречи Личный представитель президента Грузии председатель грузинской части СКК И. Мачавариани позвонил Министру по особым поручениям РЮО, председатель юго-осетинской части СКК Б. Чочиеву и поставил его в известность о проводимом мероприятии. Юго-Осетинская сторона не только с пониманием отнеслась к просьбе грузинской стороны, но также оказала содействие в проезде гостей к месту проведения встречи, предприняв для этого необходимые меры вплоть до транспортного сопровождения.
        Вслед за этим, начальник аппарата министерства по чрезвычайным делам Грузии Л. Морошкина заявила, что на встречу предполагалось пригласить и юго-осетинских студентов, однако по какой-то причине, данное приглашение югоосетинским студентам передано не было, и назвала это «оплошностью».
        Между тем, когда обсуждался вопрос проезда тбилисских студентов на территорию Южной Осетии, об участии югоосетинских студентов не было и речи. Никто в Южной Осетии ни на официальном, ни на неофициальном уровне не был проинформирован о желательности присутствия нашей молодежи.
        За разъяснениями Б. Чочиев обратился к И. Мачавариани, который сказал, что впервые слышал о предполагаемом приглашении юго-осетинских студентов на эту встречу, выразил возмущение высказыванием Л. Морошкиной и охарактеризовал его как провокационное, не способствующее прогрессу в отношениях между сторонами.
        В связи с этим, нам остается только пожелать Л. Морошкиной и ее аппарату более вдумчивого отношения к своим служебным обязанностям, особенно когда они касаются такого тонкого и хрупкого вопроса как урегулирование межнационального конфликта.
        


ДЕПУТАТ ПАРЛАМЕНТА ГРУЗИИ ГУРАМ ВАХТАНГАШВИЛИ:
Цхинвал всегда будет осетинским городом.

       В Цхинвальском регионе ситуация всегда обострялась тогда, когда абхазский вопрос ставился остро. То, что ныне происходит в Абхазии: выдача русских паспортов и т. д., в Цхинвальском регионе началось давно, хотя правительство Грузии на официальном уровне даже протеста. В Цхинвальском регионе ситуация постепенно обостряется. С нами беседует член парламента Грузии Гурам Вахтангашвили.
       — Вроде существуют какие-то сведения о протекающих в Цхинвальском регионе процессах. Конкретно, что там происходит?
       — В последний период ситуация крайне обострилась. Уже третий месяц как наши правоохранительные органы начали антикриминальную операцию. За этот период не было совершено тяжких преступлений- разбоев, похищений, однако осетинская сторона стала. интенсивно вооружаться, создавать блокпосты, раздавать оружие, мобилизацию. Опираясь на достоверные источники, мне стало известно, что из России введена тяжелая техника. Наше министерство внутренних дел сделало заявление о проведении в Цхинвальском регионе антикриминальной операции, подобной той, которая была проведена в Панкисском ущелье. Осетины, опасаясь введения войск, вооружаются.
       — Выдача российских паспортов в Цхинвальском регионе началась раньше, чем в Абхазии. Почему этот вопрос был упущен из виду?
       — Он не был упущен из виду, по этому поводу и я сделал заявление. Скажу хуже — паспорта России выдаются не только осетинам но, и населению Горийского района, не имеющих ни каких связей с Цхинвалом. Среди населения Горийского района паспорта России берут в основном грузины, занятые бизнесом яблок, перевозят фрукты и им приходится ездить в Россию. Подобных фактов множество. Такой грузин не отказывается от гражданства Грузии, но берет и их паспорт, чтобы облегчить себе поездку в Россию.
       — Как известно, автомобильная дорога между Цхинвалом и Россией всегда действовала. Не было никакой блокады.
       — Да, когда некоторые политики говорят об открытии в Абхазии железной дороги (в основном речь идет об открытии Армянской линии), что, якобы, поможет экономическому процветанию Абхазии, а в результате, абхазцы легче пойдут на переговоры. Вот у нас есть такой пример. В Цхинвале на протяжении всего конфликта дорога остается открытой, никогда ее не закрывали. Вам хорошо известно, что творится вокруг контрабанды. Вся пресса об этом пишет. Нет ничего легче, чем закрыть эргнетский рынок, чтобы контрабанда не входила, однако правительство Грузии закрывает на это глаза, не использует данный рычаг. А ведь благодаря эргнетскому рынку и поступающей контрабанде осетинское население и укрепляется экономически. Несмотря на это, осетины все равно не идут на переговоры. То же самое повторяется и в Абхазии. Сегодня абхазцы и осетины нуждаются и все-таки не идут на переговоры?!
       — Наверное, перекрыть необходимо границу между Грузией и Россией?
       — Конечно, ведь перекрыть у Эргнети физически невозможно. Из Цхинвала ведут 20 дорог. Тогда все 20 необходимо перекрыть, тем самым мы устроим блокаду собственному населению. В прошлом году в Лиссабоне состоялись грузино-осетинские переговоры, которыми руководит Ираклий Мачавариани. Он не жалел сил, помогали и ОБСЕ и Евросоюз, выделили и средства, чтобы создать совместную грузино- осетинскую группу, которая контролировала бы ввоз контрабандного груза, учитывала бы груз, проходящий через Рокский тоннель. В результате половина суммы от платежей за ввозимый груз шла бы в бюджет осетин, половина в наш. Наши идут на какие-то уступки, однако после большой работы, под воздействием иностранцев, подобная группа должна быть создана.
       — В связи с Мачавариани хочу отметить, что, несмотря на мои усилия, он то по причине болезни, то по каким- то иным причинам он избежал взаимоотношений с прессой. И от него я не смог получить никакую информацию.
       — Когда пришел в Парламент, то мне не нравилась его работа, и даже сделал заявление о недоверии к нему. Однако то, что наблюдаю на переговорах за последние два года привело меня к убеждению, что он делает все в пределах своих возможностей, чтобы осетины пошли на переговоры. Когда Мачавариани садится за стол переговоров, то он не должен делать там четких заявлений. У него хорошие отношения с соседней стороной. Его считают одним из приемлемых партнеров на переговорах.
       — Что вы скажете в связи с Цхинвальским регионом, с так называемым представителем президента на комиссиях?
       — В связи с проблемами Цхинвальского региона существует временная парламентская комиссия, которой руководит Эльдар Шенгелая. Ныне этот вопрос требует выяснения. В начале он очень энергично начал работу. Были встречи на местах, приезжали туда, были встречи с беженцами, и там он делал все что в его силах. Однако уже восемь месяцев, как заседания комиссии не проходили. Затем, когда большинство распалось, господин Эльдар в рядах новых демократов и комиссия уже не может работать. Полномочия всех комиссий были продлены, и, видимо, на той неделе соберемся и решим вопрос председателя. Что касается уполномоченного президента Вахтанга Рчеулишвили, то у населения появилась какая- то надежда, так как у Рчеулишвили положительная позиция в отношении России. А то, что Цхинвальский конфликт не решить без России, известно и населению. И, если даже не урегулируется, хотя бы войдет в новую фазу.
       — Разве хорошие отношения Рчеулишвили помогут делу? Шеварднадзе в 1992 году сделал такое заявление, которое явно лило воду на мельницу осетин и русских, и практически предоставил им этот регион. Исходя из этого, там положение ухудшилось.
       — Заявление Шеварднадзе разозлило все население. С уважением отношусь к бывшему прокурору Вахтангу Размадзе, однако скажу, что заявление о том, что грузины устроили геноцид осетинам, первым сделал он. Второе заявление сделал Президент. Что мы хотим от осетин. Осетины читают стихи на грузинском языке, зато мы устроили им геноцид. Я местный человек, и мне действительно известно, что подобного не было. Да, были жертвы и с осетинской стороны и с грузинской стороны. Однако, геноцид мы не устраивали, тем более мы не начинали, наоборот, из Цхинвальс

Версия для печати