Сайт аппарата Министра по особым поручениям РЮО

       
Главная
О нас
Архив
Ccылки
Гостевая
 

НАШИ ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ:

18 октября
ЗАЯВЛЕНИЕ
юго-осетинской стороны по итогам 10-й встречи экспертных групп по урегулированию грузино-осетинского конфликта


18 октября
ВЫСТУПЛЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ЭКСПЕРТНОЙ ГРУППЫ ОТ ЮГО-ОСЕТИНСКОЙ СТОРОНЫ Б. Е. ЧОЧИЕВА НА 10-Й ВСТРЕЧЕ ЭКСПЕРТНЫХ ГРУПП ПОЛНОМОЧНЫХ ДЕЛЕГАЦИЙ СТОРОН ПО ПОЛНОМАСШТАБНОМУ УРЕГУЛИРОВАНИЮ ГРУЗИНО-ОСЕТИНСКОГО КОНФЛИКТА

17 октября
ЮГО-ОСЕТИНСКИЕ ЭКСПЕРТЫ
НАСТАИВАЮТ НА ВЫПОЛНЕНИИ РАНЕЕ ДОСТИГНУТЫХ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ,
а грузинская сторона не дает вразумительного ответа


15 октября
ДЕСЯТАЯ ВСТРЕЧА ЭКСПЕРТНЫХ ГРУПП ПОЛНОМОЧНЫХ ДЕЛЕГАЦИЙ СТОРОН В РАМКАХ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ ГРУЗИНО-ОСЕТИНСКОГО КОНФЛИКТА
началась в Гааге

10 октября
ВСТРЕЧА С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ООН, ОБСЕ И ЕВРОКОМИССИИ


9 октября
РАСПРАВА НАД ОСЕТИНОМ БЕЗ СУДА И СЛЕДСТВИЯ В ГРУЗИНСКОЙ ТЮРЬМЕ
заявил Министр по особым поручениям Республики Южная Осетия Борис Чочиев

ПОЧЕМУ ПОВЕСИЛСЯ НАЧАЛЬНИК СПЕЦ. ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ ОСЕТИИ?
статья из газеты
"Джорджиан Таймс"

2 октября
СТАТУС РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ ОПРЕДЕЛЕН ЕЕ НАРОДОМ И НЕ НУЖДАЕТСЯ В ОБСУЖДЕНИИ, -
заявил Министр по особым поручениям Республики Южная Осетия Борис Чочиев

1 октября
ВСТРЕЧА В ЮГО-ОСЕТИНСКОЙ ЧАСТИ СКК
ообсуждались важные вопросы

 


яндекс.ћетрика




© RSOMFSA Design Group 2003. All Rights Reserved

             ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ

ВЫСТУПЛЕНИЕ
РУКОВОДИТЕЛЯ ЭКСПЕРТНОЙ ГРУППЫ ОТ ЮГО-ОСЕТИНСКОЙ СТОРОНЫ Б. Е. ЧОЧИЕВА

НА 10-Й ВСТРЕЧЕ ЭКСПЕРТНЫХ ГРУПП ПОЛНОМОЧНЫХ ДЕЛЕГАЦИЙ СТОРОН ПО ПОЛНОМАСШТАБНОМУ УРЕГУЛИРОВАНИЮ ГРУЗИНО-ОСЕТИНСКОГО КОНФЛИКТА

    Гаага, 14 октября 2004 г.
    
    Уважаемые дамы и господа!
    
     От имени делегации Республики Южная Осетия приветствую представителей Российской Федерации, Республики Северная Осетия — Алания, ОБСЕ, наших грузинских партнеров по экспертной работе. Приветствую всех, кто прибыл сюда, в Гаагу, для участия в 10-й встрече экспертных групп полномочных делегаций сторон по полномасштабному урегулированию грузино-осетинского конфликта, а также всех, кто принял участие в подготовке и организации этой встречи.
     Позвольте мне передать слова приветствия Президента Республики Южная Осетия Эдуарда Кокойты всем участникам сегодняшней встречи. Напутствуя нашу группу экспертов перед отъездом в Гаагу, Президент Кокойты пожелал всем нам плодотворной работы и выразил надежду, что данная встреча даст позитивные результаты для развития процесса урегулирования, подчеркнув, что в нашем понимании нет и не может быть альтернативы разрешению проблемы исключительно мирными средствами и только путем переговоров.
     Решение об организации данной встречи и усилия, предпринятые для ее проведения, мы рассматриваем как отражение заинтересованности в скорейшем урегулировании конфликта между Грузией и Республикой Южная Осетия, установления отношений добрососедства и сотрудничества в интересах прочного мира и стабильности в Кавказском регионе.
     Переговоры между сторонами в конфликте начались в 1994 году и развивались в различных форматах. Во многом была полезной и работа экспертных групп, в рамках которой осуществлялась разработка многих идей и предложений для переговорного процесса. Можно сказать, что удалось достичь определенных продвижений по пути урегулирования. Однако приходится с сожалением отмечать, что развитие процесса урегулирования осложняется рядом препятствий, не все достигнутые договоренности претворяются в жизнь, а реализация других идет с недопустимыми промедлениями. Эти обстоятельства определяют актуальность той повестки нынешней встречи экспертов, которая была определена на предыдущем 9-ом заседании.
     Обозначилась настоятельная необходимость проанализировать ход урегулирования грузино-осетинского конфликта и перспективы решения вопросов, связанных с полномасштабным урегулированием на основе обзора итогов состоявшихся ранее встреч экспертных групп, то есть рассмотреть, что нами сделали, и что мешает обеспечению максимальной эффективности процесса переговоров.
     Грузино-осетинский конфликт принес много человеческих бед и страданий, привел к гибели и изгнанию многих тысяч осетин как в Грузии, так и в Южной Осетии, сопровождался разрушением свыше ста населенных пунктов в Южной Осетии, уничтожением и разграблением объектов народного хозяйства и культурных ценностей, экономическим упадком в зоне конфликта.
     Твердо придерживаясь курса на развитие переговорного процесса и добиваясь его устойчивости, мы исходим из убеждения, что политическое урегулирование станет реальностью, когда для него будут преодолены последствия вооруженной агрессии против Южной Осетии, созданы необходимые экономические, социальные условия. Навсегда должно быть покончено с дискриминацией и попранием прав осетин в Грузии, должна быть, наконец, дана политическая оценка происшедшего в 1989-1992 годах, преодолены стереотипы конфликтного мышления, преодолены рецидивы звиадистско-фашистской идеологии.
     Без политико-правовой оценки, без официального признания Грузией своей ответственности за содеянное не представляется возможным эффективное продвижение к справедливому полномасштабному урегулированию. Однако руководство Грузии не сделало пока никаких шагов в этом направлении. Более того, и среди политической элиты и среди большой части грузинского общества не преодолен стереотип конфликтного мышления.
     Уважаемый председательствующий на сегодняшней встрече г-н Страйкер был свидетелем того, как посол Грузии в ОБСЕ г-н Бурдули в г. Цхинвал на встрече Президента Южной Осетии с послами 24 стран ОБСЕ заявил, что «осетины должны знать, откуда они пришли». Если чиновник такого ранга позволяет себе такие высказывания, то чего можем ожидать от его правительства или простых граждан Грузии? Мы заявляем, что в отношении осетин в Грузии ничего не изменилось. Это видно из письма группы грузинских ветеранов Второй мировой войны, опубликованного в одной из грузинских газет 12 мая 1994 г.: «В последнее время много говорят у нас о том, что с низложением экс-президента З. Гамсахурдиа у нас было покончено с провинциальным фашизмом. Люди, не верьте этому. Жив у нас и во всю процветает у нас самый провинциальный фашизм, который своим открытым шовинизмом умножает ряды наших недоброжелателей и врагов. И после этого мы еще удивляемся, что хотят уйти из наших «братских объятий» абхазцы, осетины. Разве только они»?…
     Мы должны стремиться достичь соответствующего уровня доверия между осетинским и грузинским народами, осуществить поворот от противостояния к добрососедству и сотрудничеству. В этом направлении юго-осетинская сторона, в отличие от грузинской, последовательно выполняет принятые на себя обязательства.
     К сожалению, нам приходилось уже много раз отмечать отход от уже согласованных позиций грузинской стороной, которая не только не прилагает должных усилий для восстановления доверия и добрососедских отношений с Южной Осетией, но и предпринимает опасные военные провокации, способные затормозить ход урегулирования, перечеркнуть достигнутые результаты на пути разрешения конфликта. Грузинская сторона планомерно наращивает свою вооруженную мощь и не особенно скрывает свои планы относительно применения силы против Южной Осетии. Параллельно блокируется деятельность Специального координационного центра по взаимодействию правоохранительных органов сторон при СКК, а также предлагаемая Президентом нашей Республики встреча министров внутренних дел Южной Осетии и Грузии. Не прекращается анти-осетинская пропаганда в официальных средствах массовой информации. В Грузии продолжается дискриминация осетинского населения, ряд действий грузинских властей можно охарактеризовать как продолжение политики культурного геноцида в отношении осетин.
     Имеются факты жестокого обращения и применения пыток по отношению к осетинам, попадающим в грузинские тюрьмы. Накануне нашей поездки в грузинской тюрьме был найден повешенным житель нашей республики А. Дзигоев. По имеющейся у нас информации он подвергался жесточайшим пыткам, в том числе и электротоком. Доведенный до отчаяния, он пытался зубами вскрыть себе вены и таким образом покончить жизнь самоубийством. После этого его более двух месяцев держали в карцере, где он, якобы, повесился.
     По данным грузинских СМИ, в частности «Джорджиан таймс», адвокат Дзигоева заявляет, что полицейские жестоко пытали его, и за тем с целью сокрытия следов повесили его в камере. У граждан Южной Осетии данное преступление вызывает ассоциации с преступлениями, которые применялись против мирных жителей осетинской национальности «неформалами» и «законной» милицией, а также войсками Госсовета Грузии в 1989-1992 гг. К сожалению, это говорит о том, что в Грузии и сегодня случаются подобные факты фашизма. Нам не понятна позиция международных правозащитных организаций по оценке подобных фактов.
     На протяжении последних лет экономическое восстановление в зоне конфликта является одной из самых острых проблем, стоящих перед сторонами, вовлеченными в процесс политического урегулирования. Российско-грузинское Межправительственное Соглашение от 23 декабря 2000 года «О взаимодействии в восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта и в возвращении беженцев» создало, на наш взгляд, необходимые предпосылки для успешного развития урегулирования грузино-осетинского конфликта и придало новый импульс переговорному процессу. Вместе с тем, приходится с сожалением констатировать, что:
     — грузинская сторона срывает выполнение указанного Соглашения, тем самым отодвигает на неопределенный срок решение ряда важнейших проблем, с которыми связана дальнейшая перспектива урегулирования;
     — создаются искусственные препятствия, навязывается позиция в плане переориентации направления финансов по реализации проектов в рамках программ Евросоюза и других международных организаций. На сегодняшний день нет реализации уже ставшей злополучной суммы в 2,5 млн. евро из проекта ЕК 1999 года. И это тогда, когда на предыдущих встречах СКК была достигнута договоренность об использовании средств в сумме 2,5 млн. Евро. Здесь налицо искусственное создание условий торможения в реализации указанной программы. Остается без реализации и протокол встречи экспертных групп в Каштелу-Бранку по данному вопросу.
     Мы активно работаем над основным вопросом урегулирования — это возвращение беженцев и вынужденных переселенцев. Только в один район Южной Осетии — Знаурский — вернули более 80% лиц грузинской национальности из покинувших свои дома в ходе конфликта. Однако, грузинская сторона, до сих пор не вернула ни одного из беженцев-осетин изгнанных в годы войны из Грузии.
     Хочу заявить, что в Грузии по сегодняшний день в отношении осетин действует жилищный кодекс Советского Союза, и все те осетины, которых изгнали, лишены права возвращения и восстановления в правах на утраченную собственность из-за непроживания в своих домах более 6 месяцев согласно советскому кодексу. Такие примеры у нас есть, и мы можем их предоставить.
     Еще в 1997 году на встрече бывшего Президента РЮО Л. Чибирова с Президентом Грузии Э. Шеварднадзе была достигнута договоренность о том, что Шеварднадзе примет группу осетинских беженцев из Грузии в количестве 6 человек, которые должны были изложить ему реальное положение дел. Но по сегодняшний день этого не произошло, несмотря даже на решение СКК от 1999 г. по этому вопросу. На наш взгляд он их не принимает потому, что придется дать ответ на два вопроса: почему их изгнали и когда их восстановят в правах на утраченную собственность?
     Когда Грузию принимали в Совет Европы, то она взяла на себя обязательство принять Закон «О реституции имущества беженцев», но на сегодняшний день нет даже проекта закона и, наверно, еще не скоро будет. Во время нашей встречи в офисе УВКБ ООН в Грузии 28 февраля 2003 года на вопрос Главы миссии в Грузии г-жи Катрин Бертран, когда будет принят закон, мой коллега И. Мачавариани клятвенно обещал представить проект закона в течение месяца. Думаю, что нет необходимости продолжать разговор по этой проблеме.
     Все это не способствует решению проблемы урегулирования грузино-осетинского конфликта, и мы обращаем внимание грузинской стороны на необходимость твердо соблюдать достигнутые договоренности, следуя принципам, заложенным в базовых документах мирного процесса, в особенности принцип поэтапного разрешения грузино-осетинских взаимоотношений.
     Отмечая значимость усилий сторон, выполняющих посредническую роль в процессе урегулирования, и, прежде всего Российской Федерации, мы связываем свои надежды на достижение урегулирования с их принципиальной позицией в том, что касается поддержания мира и укрепления стабильности, развития процесса социально-экономической реабилитации в зоне грузино-осетинского конфликта.
     Международное сообщество, исходя из роли Кавказского региона ввиду его географического положения и геополитического значения в глобальных процессах, происходящих на евразийском пространстве, придает большое значение прекращению конфликтов в этой части мира. В интересах будущего наших народов, мы должны использовать те возможности, которые дает международная поддержка процессу урегулирования, чтобы преодолеть вызовы, оставленные нам в наследство трагическим прошлым, возродить традиции добрососедства и сотрудничества, которые являются необходимой основой для экономического процветания и утверждения демократических ценностей.
     Беспристрастный анализ, осмысление проблем и успехов в процессе урегулирования грузино-осетинского конфликта, которому мы согласились посвятить 10-ю встречу экспертных групп, должны послужить определению тех ориентиров, через которые лежит путь к дальнейшему развитию мирного процесса, от которого зависят судьбы наших народов.
     Пользуясь настоящей возможностью, хочу выразить признательность Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Нидерландскому Представительству ОБСЕ за организацию встречи экспертных групп в Гааге, и еще раз пожелать всем участникам встречи плодотворной работы.
     Благодарю за внимание.
    
    




Версия для печати



Ваше мнение об этой статье?