ВЫСТУПЛЕНИЕ СОПРЕДСЕДАТЕЛЯ СКК ОТ ЮГО-ОСЕТИНСКОЙ СТОРОНЫ, МИНИСТРА ПО ОСОБЫМ ПОРУЧЕНИЯМ РЮО БОРИСА ЧОЧИЕВА
на открытии 27 заседания СКК 13 мая 2003 года в г. Гори
Достигнутые результаты могли быть намного значительнее, если бы стороны проявляли большую ответственность и обязательность в выполнении принимаемых решений
Уважаемые господа! Мы прибыли в г. Гори с намерением посвятить отведенное для проведения очередного заседания СКК время конструктивному обсуждению накопившихся проблем, не находящих своего решения на протяжении долгого времени, несмотря на достигнутые устные и письменные договоренности, прежде всего в сфере экономического восстановления в зоне конфликта, возвращения беженцев, взаимодействия правоохранительных органов Осетии и Грузии. Для решения целого спектра вопросов, связанных с урегулированием конфликта, был создан коллективный орган — Смешанная контрольная комиссия (СКК) по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Во многом благодаря ее деятельности, на сегодняшний день достигнуты определенные успехи в преодолении последствий вооруженного конфликта. Очевидно, что достигнутые результаты могли быть намного значительнее, если бы стороны проявляли большую ответственность и обязательность в выполнении принимаемых решений. Крайне неудовлетворительно обстоят дела с экономическим блоком вопросов. Не выполняются не только решения СКК, но и межгосударственные соглашения, направленные на восстановление зоны конфликта. При активном и деятельном участии СКК 23 декабря 2000 года было подписано российско-грузинское межправительственное соглашение «О взаимодействии в восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта и возвращения беженцев», которое создало, на наш взгляд, необходимые предпосылки для успешного развития урегулирования конфликта и придало новый импульс переговорному процессу. С момента подписания российско-грузинского соглашения состоялся ряд продуктивных встреч в рамках СКК, была продолжена работа экспертных групп по вопросам политического урегулирования. По всем ключевым позициям, необходимым для реализации указанного соглашения, еще в 2001 году было достигнуто взаимопонимание. Однако непосредственная работа по решению даже организационных вопросов практически не сдвинулась с мертвой токи. Для иллюстрации Югоосетинской стороной подготовлена и будет роздана коллегам выборка из наших совместных решений. Несмотря на то, что Делегацией Европейской Комиссии успешно реализованы два проекта на общую сумму 5 млн. евро, до сих пор не реализован реабилитационный проект из бюджета 1999 года на сумму 2,5 млн. евро. Между тем, в данном направлении была проведена большая и кропотливая работа. Уважаемым участникам заседания также будет роздан перечень мероприятий, которые проработаны Юго-Осетинской стороной. 21 марта текущего года в г. Тбилиси на встрече Сопредседателей СКК грузинская сторона обещала представить ЕК и юго-осетинской стороне свои замечания до 15 апреля с последующим проведением рабочих консультаций. Но только 8 мая мы смогли получить от грузинских коллег уже не замечания, а существенно измененный проект, и Ираклий Гивиевич в представленном письме отмечает, что в случае согласия юго-осетинской стороны, Делегация Еврокомиссии одобряет данный проект. Хочется отметить — и это все помнят — что на московской встрече СКК в июле 2002 года Ираклий Гивиевич заявлял другое: что грузинская сторона согласна с предложениями юго-осетинской стороны, если на то будет согласие Делегации Еврокомиссии. Во- вторых, если реализацией программы занимается ЕК или ОБСЕ, то почему мы ответ на наши предложения, переданные Делегации Еврокомиссии, получили от грузинской стороны. 0 судьбе этого контракта до сих пор ничего не известно. Юго-осетинская сторона неоднократно отмечала, что мирное урегулирование является сложным процессом, происходящим в нескольких измерениях политическом, экономическом, психологическом и т. д. Только в атмосфере доверия, полного взаимопонимания и доброй воли, в условиях, когда стороны свободны от взаимных подозрений, возможно достижение соглашения по принципиальным вопросам. С сожалением приходится констатировать, что время проходит, но не приносит с собой в этом отношении обнадеживающих сдвигов. В последнее время грузинской стороной предпринимаются действия, прямо отражающиеся на уровне доверия между сторонами в конфликте и ставящие под вопрос положительные результаты проведенной работы, что отмечалось в ряде соответствующих заявлений и писем руководства Южной Осетии, Юго-Осетинской части СКК. По множеству вопросов, неоднократно обсуждавшимся на предыдущих встречах, и по которым делались соответствующие заявления на разных уровнях, юго- осетинская сторона не встретила понимания грузинской стороны. Вместо конструктивного подхода к решению проблем, накопившихся в зоне конфликта, и конечно в нарушение достигнутых на высоком уровне договоренностей, грузинская сторона не отказывается от практики политического, экономического, идеологического давления на РЮО, рассчитывая, что экономические трудности и другие проблемы вынудят Южную Осетию пойти на односторонние уступки. Грузинская сторона не выполняет ранее достигнутые договоренности, как по экономическим вопросам, так и в вопросах координации правоохранительных органов сторон, возвращения и обустройства беженцев (сколько лет грузинская сторона обещает принять Закон о реституции имущества беженцев и ВПЛ). Все это идет вразрез с процессом мирного урегулирования, противоречит духу и букве подписанных документов и способствует сохранению стереотипов конфликтного мышления. Это обстоятельство воспринимается как желание завести в тупик процесс урегулирования и работу в рамках СКК. Об этом также говорит общая тенденция в отношении к делу мирного урегулирования конфликта, обозначившаяся у грузинской стороны на протяжении последнего времени. Вызывает недоумение и позиция Миссии ОБСЕ, которая воздерживается от какого-либо реагирования на деструктивные действия грузинской стороны, идущие вразрез с обязательствами, принятыми сторонами в ходе переговорного процесса, при участии представителе ОБСЕ. С сожалением приходится отмечать определенную пассивность и российской стороны.
Оценивая сложившуюся ситуацию, можно отметить, что; представители сторон в СКК, подписавших российско-грузинское соглашение, в течение уже довольно длительного времени не проявляют заинтересованности в ее выполнении, тем самым отодвигая на неопределенный срок решение ряда важнейших проблем, от которых напрямую зависит дальнейшая перспектива урегулирования; создаются искусственные препятствия в реализации проектов в рамках Евросоюза, других международных организаций. В частности, югоосетинская сторона, будучи заинтересована в реализации программы ЕК по бюджету 1999 г. на сумму 2 5 млн. евро, соответствующие предложения представила еще 15 мая 2002 года, как было отмечено ранее, которые позднее были согласованы с грузинской стороной на заседании СКК в Москве. Однако на сегодняшний день мы не получили внятного ответа. Таким образом, налицо искусственное торможение реализации вышеуказанной программы, хотя — хочу повторить, — что еще в 2001 году практически были отработаны все предложения по данному бюджету. В свое время Еврокомиссия добилась разрешения на присутствие своей делегации на заседаниях СКК. Глава делегации ЕК в Грузии господин Т. Кольце ни разу, в том числе и сегодня, не соизволил приехать на заседание, а передает нам приветы. Это просто неуважение к СКК. И это в то время когда Еврокомиссия до сих пор не реализовала указанный проект. Мы не скрываем, что зона конфликта находится в тяжелом положении после разрушительного вооруженного конфликта. Но это вовсе не означает, что мы будем кого-то умолять оказать нам помощь. Однако мы хотим знать — будет реализовано российско-грузинское соглашение или нет, будет реализован реабилитационный проект ЕК или нет. Для нас это тем более важно, что нам нужно определить, где, куда, в каких направлениях концентрировать наши ресурсы. Югоосетинская сторона обращает внимание СКК на негативный характер последствий невыполнения сторонами взятых на себя обязательств и необходимость принятия оперативных мер, которые бы способствовали повьппению уровня доверия, что, по нашему общему мнению, является одним из важнейших факторов развития мирного процесса. И. Мачавариани сказал в своем выступлении, что грузино-осетинский конфликт носит не этнический, а политический характер. Почему, в таком случае, за сотни километров от Южной Осетии убивали осетин в Грузии, сжигали осетинские села, изгоняли осетин из родных домов и за что сегодня препятствуют их возвращению? ОБСЕ, по идее, должна занимать взвешенную, объективную позицию в мирном урегулировании, не выделяя одну из сторон. Между тем, Глава Миссии ОБСЕ в Грузии г-н Ж.-М. Лакомб в своем выступлении сегодня выразил соболезнование семье Миндиашвили. Да, это трагедия, и мы тоже скорбим о жертвах, так как они наши сограждане, жители Южной Осетии. Однако в чем провинились семьи Танделова, Джиоева, Бестаева, Кайтукова, которых также убили недавно в зоне конфликта? Или смерть осетина не стоит соболезнования от ОБСЕ? Уважаемые участники встречи СКК! На сегодняшнем заседании мы надеемся услышать результаты по очерченному кругу вопросов относительно подхода участвующих сторон к проблеме экономического восстановления в зоне грузино-осетинского конфликта, прежде всего, по реализации российско-грузинского соглашения от 21 декабря 2000 года, а также о судьбе выделенных Еврокомиссией на цели восстановления финансовых ресурсов. Мы уверенны, что сегодня будет положен конец подобным формулировкам: «... изучить, поручить, доработать» и т. д. в т.ч. в части координации правоохранительных органов Грузии и РЮО. Несмотря на декларируемую готовность решать вопросы координации правоохранительных органов, представители МВД РЮО не допущены к участию в расследовании убийства в с. Тамарашени, в том числе и в рамках СКЦ. Мы рассчитываем, что нынешняя встреча пройдет в деловой, конструктивной обстановке