Средства массовой информации опубликовали заявление Еврокомиссии,
в котором выражается озабоченность "в связи с препятствиями, созданными
властями непризнанной республики Южная Осетия завершению начатого
правительством Грузии восстановления железнодорожной ветки Гори-Цхинвал".
Далее авторы заявления напоминают осетинской
стороне о принятых в 2001 году обязательствах в рамках Второй реабилитационной
программы Евросоюза. В документе отмечается, что Евросоюз поддержал
данный проект, считая его воплощение важным шагом, который будет
содействовать свободному передвижению людей и грузов, что необходимо
для мирного процесса.
Одновременно с данным заявлением, грузинские
официальные источники распространили сообщение, что юго-осетинская
сторона препятствует восстановлению железнодорожной линии.
Корреспондент РЕГНУМ за разъяснениями обратился
в члену СКК от Юго-Осетинской стороны Леониду Тибилову и выяснил
следующее:
"Согласно "Платформе для Соглашения между
сторонами в связи с некоторыми совместными действиями в рамках Программы
ЕС по реабилитации", подписанной 12 июля 2000 года руководителями
Правительств Грузии и Республики Южная Осетия, при присутствии представителей
ОБСЕ и Европейской Комиссии, Грузинская сторона в лице ООО "Сакартвелос
Ркинигза" обязалась в течение трех месяцев выполнить реабилитационные
работы на указанной линии железной дороги, т. е. это должно было
пройти задолго до подписания "Соглашения между Правительством Грузии
и Правительством Российской Федерации о взаимодействии в восстановлении
экономики в зоне грузино-осетинского конфликта и возвращении беженцев".
Юго-Осетинская сторона свои обязательства
по производству ремонтно- восстановительных работ на железнодорожной
станции в г. Цхинвал выполнила в полном объеме. Здание Цхинвальской
железнодорожной станции полностью восстановлено еще в 2001-2002
годах назад. Данное обстоятельство говорит о том, что Югоосетинская
сторона в существующей стабильной обстановке была готова к осуществлению
всего проекта.
Несмотря на то, что Еврокомиссия действительно
представила финансовые средства ООО "Сакартвелос Ркинигза", необходимые
для покрытия расходов в связи с реабилитацией железнодорожной линии
Гори-Цхинвал, а также строительные материалы, в частности, 8 000
тыс. единиц бетонных шпал, 540 тонн рельсов Р-50, восстановление
железной дороги по неизвестным нам причинам не осуществлено в указанные
в программе сроки.
В связи с вводом в зону грузино-осетинского
конфликта 31 мая подразделений внутренних войск МВД Грузии, групп
специального назначения и тяжелой техники, произошло резкое обострение
ситуации в Республике. Осуществление полной транспортно-экономической
блокады Республики Южная Осетия, ее народу, приостановление перемещения
всевозможных товаров первой необходимости в Республику и из нее
также послужили фактором, усугубившим обстановку.
Из заявления Еврокомиссии следует, что гуманные
европейцы заботятся о свободном передвижении людей и грузов, а руководство
Осетии выступают против человеческих контактов и мирного процесса"
- сообщил член СКК Леонид Тибилов.
Он отметил, что к авторам заявления возникает
ряд весьма серьезных вопросов:
"Первое. Они сами признают и это
зафиксировано в документах что восстановление железнодорожного
сообщения между Южной Осетией и Грузией было предусмотрено Второй
программой ЕК, подписанной в июле 2000 года. Тогда грузинская сторона
взяла на себя обязательство в трехмесячный срок провести все необходимые
работы. С тех пор прошло не то что три месяца, но скоро будет три
года, а работы с грузинской стороны так и не были начаты. Почему?
Напомним, что речь идет всего лишь об участке, железнодорожного
полотна, протяженность которого, по грузинским источникам, не превышает
600 метров.
Второе. Если Еврокомиссия и Грузия так заботятся
о свободном передвижении людей и грузов, признавая его необходимость
для мирного процесса, о чём Юго-Осетинская сторона не раз заявляла
на многих уровнях, то почему Грузия объявила полную экономическую
блокаду Южной Осетии и осетинским селам, расположенным дальше с.
Тквиави, куда не пропускается продовольствие? Почему грузинские
силовые структуры, в нарушение всех ранее подписанных соглашений
выставленные в с. Тквиави конфискуют продукты питания, провозимые
для жителей указанных осетинских сел?
Третье. Почему Еврокомиссия не поднимала
вопрос реализации проекта восстановления железнодорожного сообщения
в течение предыдущих трех лет, прошедших со дня подписания и почему
не реагировала на невыполнение Грузией взятых на себя обязательств
в рамках Второй программы?
Четвертое. Где в течение трех лет находились
финансовые средства, выделенные Еврокомиссией и есть ли гарантия,
что в течение этого времени данные средства не использовались в
непредусмотренных программой целях?
Пятое. Если Грузия проводит политику полной
экономической самоизоляции от Южной Осетии и если препятствует "свободному,
- как говорят авторы заявления, - перемещению людей и грузов" по
существующим транспортным коммуникациям, то почему Еврокомиссия
полагает, что именно на железной дороге для людей и грузов грузинская
сторона сделает особое исключение и не будет препятствовать их свободному
перемещению?
Заявление Еврокомиссии является тенденциозным,
необъективным документом, ничего общего не имеющим с теми целями,
которые декларирует эта организация".